Онтологическое Доказательство

Онтологическое Доказательство
 Онтологическое Доказательство
 ♦ Ontologique, Preuve -
   Одно из трех традиционных доказательств бытия Божия, выводящее существо-вание Бога из самой его сути или определения. В самом деле, что такое Бог? Высшее существо («такое существо, выше которого, – говорит св. Ансельм (***), – нельзя себе представить ничего»), предельно совершенное (Декарт) и абсолютно бесконечное (Спиноза, Гегель). Если бы Бога не существовало, он не был бы ни величайшим, ни совершеннейшим, ни абсолютно бесконечным. Следовательно, он существует по определению: осмысление Бога (его понимание как высочайшего, совершеннейшего, бесконечного и т. д.) равнозначно признанию его существования. Понятие Бога, сказал бы Гегель, «включает в себя его бытие». Бог – единственное существо, которое существует уже потому, что такова его сущность.
   Это красивое доказательство, красивое в первую очередь своей простотой, но, чтобы быть убедительным, оно слишком красиво и слишком абстрактно. Оно предлагает нам перейти от мышления прямо к бытию, тогда как это возможно только через опыт. Но в том-то и дело, что, если бы мы знали о существовании Бога из опыта, нам не понадобились бы никакие доказательства его бытия. А до тех пор, пока такого опыта у нас нет, ни одно доказательство решительно невозможно. Бытие не есть предикат, поясняет Кант, который можно добавить к концепту или вывести из него. Вот почему для доказательства бытия Божия недостаточно дать его определение – как недостаточно дать определение богатства, чтобы стать богачом. Если бы Кант жил еще и сегодня, он мог бы сказать, что в сотне реальных евро нет ничего такого, чего не было бы в сотне возможных евро: концепт в обоих случаях один и тот же. Но имея в кармане сто реальных евро, я богаче, чем тот, у кого есть лишь концепт или определение этой сотни. То же самое можно сказать и о Боге – концепт Бога остается одним и тем же независимо от того, существует Бог или нет, следовательно, наличие этого концепта не может служить доказательством его бытия.
   ***
   Ансельм Кентерберийский (1033–1109) – теолог и философ, представитель ранней схоластики августиновского направления, церковный деятель. Автор «онтологического доказательства» бытия Божия. Видел в вере предпосылку рационального знания («верую, чтобы понимать»).

Философский словарь — М.: Палимпсест, Издательство «Этерна». . 2012.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "Онтологическое Доказательство" в других словарях:

  • ОНТОЛОГИЧЕСКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО — (греч., от on, ontos существующий, и lego говорю). Доказательство, по которому из самого понятия о Боге доказывается существование его. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ОНТОЛОГИЧЕСКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ОНТОЛОГИЧЕСКОЕ доказательство — доказательство существования Бога. Различают три типа классических доказательств: 1) онтологическое доказательство, выводящее из идеи Бога бесконечно совершенного существа необходимость его существования (если бы Он не существовал, Он был бы… …   Философский словарь

  • ОНТОЛОГИЧЕСКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО — см. Доказательства бытия Бога. Философский энциклопедический словарь. 2010 …   Философская энциклопедия

  • Онтологическое доказательство — (ontological argument), метод доказательства, впервые предложенный христ. богословом Ансельмом (1033 1109) и обосновывающий бытие Бога априори, т.е. исходя из самой сущности Бога. О.д. противостоит разл. космологическим доказательствам, к рые… …   Народы и культуры

  • ОНТОЛОГИЧЕСКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО БЫТИЯ БОГА — учение Ансельма Кентерберийского, утверждающее, что источником идей, наиболее значимых в нашем сознании является сам творец. Наличие идеи Бога в мышлении доказательство объективного существования Бога, ибо основания сознания совпадают с… …   Тематический философский словарь

  • ОНТОЛОГИЧЕСКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО БЫТИЯ БОГА — один из важнейших аргументов в катафатическом богословии. Предпосылки этого доказательства были заложены Парменидом и Платоном. Согласно Пармениду, бытие есть, а небытия нет; мысль и то, к чему мысль устремляется, есть одно и то же, ибо… …   Современный философский словарь

  • ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОЖИЯ — разработанные в философии и богословии теоретические аргументы, обосновывающие средствами человеческого разума необходимость признания существования Бога. В Свящ. Писании ВЗ и НЗ, к рое свидетельствует о Боге и является основанием христ. веры в… …   Православная энциклопедия

  • Бог — Во всех религиях существует представление о Б. или о богах (кроме буддизма) как живых и личных существах, отдельных от природы и имеющих отношение к человеку. Сходясь в этих общих представлениях, свойственных всем религиям и составляющих… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • БОГ — «весьма трудно и, быть может, невозможно, дать такое определение слову «Бог», которое бы включило в себя все значения этого слова и его эквивалентов в других языках. Даже если определить Бога самым общим образом, как «сверхчеловеческое или… …   Философская энциклопедия

  • Бог — Бог. Во всех религиях существует представление о Б. или о богах(кроме буддизма), как живых и личных существах, отдельных от природы иимеющих отношение к человеку. Сходясь в этих общих представлениях,свойственных всем религиям и составляющих… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»